ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ
Много раз мы читали и слышали о том, как опасен
эгоизм. Часто эгоизм и его младший брат эгоцентризм связываются
напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье Что такое мистика профессор Ливрага пишет: Эгоизм и его
экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были
камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и
духовного развития...
Становится понятно, что вредны как эгоизм,
так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и
попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим
понятием.
Почему эгоцентризм является лишь
экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более
глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как
эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя
центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать
внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки,
исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в
каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием.
Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно
человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою
жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от
других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит
опасность.
Странно, но часто получается, что
контакт с человеком заражает домашних животных вирусом
эгоцентризма, и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая
нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и
исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается
ревность.
С самых первых месяцев своей жизни
ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У
него уже есть свои способы и своя тактика, позволяющие этого
добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом
замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди
по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать
центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении.
Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения.
Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не
замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя
любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования
другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть
эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром
мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так,
словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В
данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую
рассказывает Платон в своих Диалогах. После долгих рассуждений
журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа,
живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и не-журавли.
То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух
очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем
роде, и все остальные, не-я, лишь смутно существующие в
представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.
Дело даже не в том, что эгоист
изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно
видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не
интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими
людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются.
Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен
ко всему остальному, ему наплевать на других людей и уже
недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью
поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он
не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет
одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую
основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги
говорится: Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это
проявление Любви... Как достигнуть той высокой цели, к которой
стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Истинные взаимоотношения и
сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также
невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и
поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя
единственным центром мира. Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и
чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное
сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на
Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную
суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной.
Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны
освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать
себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и
что несем в душе.
Не оправдывая эгоцентризм и
понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения
человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма,
из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые
являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может
развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом
пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и
страданиям, к их мечтам и духовному развитию.
Никто не может достичь
освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему
любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления
мы заканчиваем словами профессора Ливраги:
"Нет человека, который был бы трусом бо/льшим, чем эгоист. И нет
человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не
показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах.
Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих
падениях".
|