ТАЙНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ФОМЫ (Часть 2)
Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал
Дидим Иуда Фома. И он сказал: тот, кто обретает истолкование этих слов,
не вкусит смерти. 5
Свет
и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить
друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не
жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от
начала. Но те, кто выше мира; - неразорванные, вечные.
Единственное
имя не произносится в мире - имя, которое Отец дал Сыну. Оно превыше всего. Это
- имя Отца. Ибо Сын не стал бы Отцом, если бы он не облачился во Имя Отца. Те,
кто обладает этим именем, постигают его, но не произносят его. Те же, кто не
обладает им, не постигают его. Но истина породила имена в мире из-за того, что
нельзя познать ее без имен. Истина едина, она является множеством, и [так] ради
нас, чтобы научить нас этому единству посредством любви через множество.
Иисус
овладел ими всеми тайно. Ибо он не открылся таким, каким он был [воистину]. Но
он открылся так, как [можно было] видеть его. Так [им всем] он открылся: он
[открылся] великим - как великий, он открылся малым - как малый, он [открылся]
ангелам - как ангел и людям - как человек. Поэтому его Логос скрыт от каждого.
Некоторые видели его, думая, что видят самих себя.
Невозможно,
чтобы некто видел что-либо из вечного, если он не станет подобным этому. В
истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, хотя он не
солнце, и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты
увидел нечто в том месте - ты стал им. Ты увидел Дух - ты стал Духом. Ты увидел
Христа - ты стал Христом. Ты увидел [Отца - ты] станешь Отцом. Поэтому [в этом
месте] ты видишь каждую вещь и [ты не видишь] себя одного. Видишь же ты себя в
том [месте]. Ибо [ты станешь} тем, что ты видишь.
Вера
получает, любовь дает. [Никто не сможет получить] без веры, никто не сможет
дать без любви. Поэтому, чтобы получить, мы верим, а чтобы воистину дать, [мы
любим]. Ибо, если некто дает без любви, нет ему пользы от того, что он дал.
Жемчужина,
если она брошена в грязь, не станет более презираемой, и, если ее натрут
бальзамом, она не станет более ценной. Но она всегда ценна для ее обладателя.
Подобным образом сыновья Бога, где бы они ни были, они всегда имеют ценность
для их Отца.
Раб
только ищет [путь] быть свободным, но он не ищет имущества своего господина.
Сын же - не только сын, но он присваивает себе [и] наследство отца.
Те,
кто наследует мертвое, мертвы сами, и они наследуют мертвое. Те, кто наследует
живое - живы, и они наследуют живое и мертвое. Мертвые не наследуют ничего. Ибо
как мог бы наследовать мертвый? Если мертвый наследует живое, он не умрет. Но
тот, кто мертвый, будет жить более!
Язычник
не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы он мог умереть. Тот, кто поверил в
истину, начал жить, и он подвергается опасности умереть, ибо он живет.
Господь
сказал: Блажен тот, кто существует до того, как он появился. Ибо тот, кто
существует, был и будет.
Среди
духов нечистых существуют мужские, существуют женские. Мужские - это те, что
соединяются с душами, обитающими в форме женщины, а женские - те, что
объединены с теми, которые в форме мужчины из-за того, что она отделена. И
никто не сможет убежать от них, когда они овладевают им, если только не
обретает он силы мужчины и женщины, то есть жениха и невесты. Ее же получают в
чертоге брачном в образе. Когда женщины глупые видят мужчину, сидящего в
одиночестве, они бросаются на него, резвятся с ним, оскверняют его. Подобным
образом, если мужчины глупые видят женщину, сидящую в одиночестве, красивую,
они убеждают ее, насилуют ее, желая ее осквернить. Но если они видят мужа и его
жену, сидящих рядом, женщины не могут войти к мужчине и мужчины не могут войти
к женщине. Так же бывает, если образ и ангел соединяются друг с другом, и никто
не может осмелиться войти к мужчине или к женщине. Тот, кто вышел из мира, не
может более быть схвачен, как бывший в мире. Он являет, что он выше страсти...
страха. Он - господин [природы], он - избраннее ревности. Если [видят такого],
его схватывают, его бьют. И как сможет он убежать от этих [желаний и] страха? Как
сможет он [спрятаться от них?] Бывает [часто], некоторые [приходят, говорят:]
Мы верующие - дабы [уйти] от духов нечистых и демонов. Ибо если бы был у них
Дух святой, дух нечистый не прилепился бы к ним.
Не
бойся плоти и не люби ее. Если ты боишься ее, она будет господствовать над
тобой. Если ты полюбишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя.
6
Или
в мире, или в воскресении, или в местах середины - да не оказаться мне в них! В
этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее - не хорошее, и
то, что в нем плохое - не плохое. Но есть плохое за этим миром, что воистину
плохо, что называют серединой. Это - смерть. Пока мы в этом мире, нам следует
приобрести себе воскресение, чтобы, если мы
снимем с себя плоть, мы оказались бы в покое и не бродили в середине. Ибо
многие сбиваются с пути. Ибо хорошо уйти из мира прежде, чем человек сотворит
грех.
Есть
одни - и не желают, и не могут. Другие же, если желают, нет им пользы, ибо они
не сделали. Ибо то, что они желают, делает их грешниками. Но нежелание -
справедливость скроет их обоих: и отсутствие желания, и отсутствие дела.
То,
что есть у отца, принадлежит сыну, и сыну, пока он мал, не доверяют того, что
принадлежит ему. Когда он становится человеком, его отец дает ему все то, что
принадлежит ему.
Тот, кто не получил еще Господа - еще еврей.
Бог
- пожиратель людей. Поэтому ему [принесен в жертву] человек. До того как
приносили в жертву человека, приносили в жертву животных. Ибо то были не боги -
те, кому приносили в жертву.
Осел,
ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязали, он находился
все на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются.
Когда вечер настал для них, они не увидели ни города, ни села, ни творения, ни
природы, ни силы, ни ангела. Напрасно несчастные трудились.
Евхаристия
- это Иисус, ибо его называют по-сирийски Фарисатха, то есть тот, кто распространился. Действительно,
Иисус пришел, распяв на кресте мир.
София,
которая называется бесплодной - мать ангелов. И спутница [Сына - это Мария]
Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее
[уста]. Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты
любишь ее более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему не люблю я
вас, как ее?
Слепой
и тот, кто видит, когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если
приходит свет, тогда зрячий увидит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме.
Если
некто опускается в воду, выходит оттуда, ничего не получив, [и] говорит: Я -
христианин - он взял имя в долг. Но если он получил Дух святой, он имеет в
качестве дара имя. Тот, кто получил дар, у него не отбирают его, тот же, кто
получил [его] в качестве долга, его лишают его.
Подобным
образом [истинное бракосочетание]: если некто в таинстве, таинстве брака, он -
велик, ибо [без него] не будет мира. Ибо основа [мира - человек], основа же
[человека - это брак]. Познайте [общение] неоскверненное, ибо оно обладает
[великой] силой. Его образ существует в оскверненной форме.
Истина
не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он не получит
ее по-другому. Есть возрождение и образ возрождения. Следует воистину возродить
их через образ. Каково воскресение? И образ через образ - следует, чтобы он
воскрес. Брачный чертог и образ через образ - следует, чтобы они вошли в
истину, которая - восстановление. Это следует тем, которые не только
приобретают имя Отца, и Сына, и Духа святого, но приобретают их для самих себя.
Если некто не приобрел их для себя, имя также будет отнято у него. Итак, их
получают в помазании полноты силы [креста], что апостолы назвали правым и
левым. Ибо сей более не христианин, но он - Христос.
Если
ты говоришь: Я - иудей - никто не двинется. Если ты говоришь: Я - римлянин -
никто не встревожится. Если ты говоришь: Я - эллин, варвар, раб, свободный -
никто не вздрогнет. Если ты [говоришь]: Я - христианин - [все] содрогнутся.
если бы я смог [получить] такой знак, который [архонты] были бы не в состоянии
перенести - это имя!
Те,
которые заблуждаются - те, которых породил Дух, и они заблуждаются из-за него.
Поэтому одним и тем же Духом огонь зажигается и гаснет.
Когда
Ева была в Адаме, не было смерти. После того, как она отделилась [от него],
появилась смерть. Если она снова войдет в него и он ее примет, смерти больше не
будет.
Боже мой, Боже мой, для чего, Господи, ты меня оставил? - Он сказал это на
кресте. Ибо он отделил от этого места... что было порождено... от Бога.
[Господь восстал] из мертвых. [Он явился таким, каким] он был. Но [тело его]
было совершенным. [Ибо у него была] плоть. Но эта [плоть - плоть]
истинная. [Наша же плоть - ] не
истинная, но [мы обладаем] образом истинной.
7
Чертог
брачный - не [для} животных и не для рабов и женщин оскверненных. Но он для
мужей свободных и дев.
Благодаря Духу святому мы порождены. Но возрождены мы Христом в обоих. Мы
помазаны в Духе. Когда мы родились, мы соединились.
Итак,
женщина соединяется со своим мужем в чертоге брачном. Ибо те, кто соединился в
чертоге брачном, более не будут разделены.
Потому Ева отделилась от Адама - ибо она не соединилась с ним в чертоге
[брачном].
Те,
кто облекся совершенным светом, их не видят силы и не могут схватить их. Но облекутся светом в тайне, в соединении.
Те,
кто говорит, что умрут сначала и воскреснут - заблуждаются. Если не получают
сначала воскресения, будучи еще живыми, [то], когда умирают, не получают
ничего. Также подобным образом говорят о крещении: говорят, что велико
крещение, ибо, если принимают его, будут живыми.
Этот
мир - пожиратель трупов. Все, что в нем поедается - также [ненавистно] . Истина
- пожиратель жизни. [Поэтому] никто из тех, кто вскормлен [в истине, не сможет]
умереть. Иисус пришел из того места, и он принес пищу [оттуда]. И тем, кто
хотел, он дал жизнь, чтобы они не умерли.
Лошадь
порождает лошадь, человек порождает человека, бог порождает бога.
Не
всем тем, кто всем обладает, положено познать себя. Однако те, кто не познает себя,
не будут наслаждаться тем, чем они обладают. Но лишь те, кто познал себя, будут
наслаждаться этим.
Совершенный
человек не только не сможет быть схваченным, но не сможет он быть и увиденным.
Ибо, если он будет увиден, его схватят. Иным способом никто не сможет
приобрести себе эту благодать, кроме как если он облечется совершенным светом и
[станет сам] совершенным светом. [После того, как облечется им], он войдет [в
свет]. Таков есть [свет] совершенный.
Человек
святой свят весь, вплоть до тела его. Ибо, если он получил хлеб, он освятит
его, или чашу, или другое все, что он получил - он очищает это. И как не
очистит он также тела? Тот, кто обладает знанием истины - свободен. Свободный
не творит греха, ибо тот, кто творит грех - раб греха. Мать - это истина, а
знание – согласие. Тех, кому не дано творить Грех, мир называет свободными.
Знание истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех. Это делает их
свободными и делает их выше всего. Но любовь созидает. Итак, тот, кто стал
свободным из-за знания - из-за любви раб тех, кто еще не смог подняться до
свободы знания. И знание делает их способными, [ибо оно побуждает их] стать
свободными. Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет она что бы то ни было? Все]
принадлежит ей. Она не говорит: [Это - мое - ] или: Это - мое, [но она говорит:
Это] - твое.
Любовь
духовная - это вино и миро. Наслаждаются этим все те, кто будет помазан этим.
Наслаждаются также [и] те, кто стоит вне их, пока стоят те, кто помазан. Если
те, кто помазан помазанием, удаляются [и] уходят, те, кто не помазан, когда они
только стоят вне их, пребывают снова в своем зловонии. Самаритянин ничего не
дал раненому, кроме вина и масла. Это - не что иное, как помазание. Он излечил
раны, ибо любовь покрывает множество грехов.
Те,
кого породит женщина, подобны тому, кого она любит. Если это ее муж, они
подобны ее мужу. Если это любовник, они подобны любовнику Часто, если женщина
спит со своим мужем по необходимости, а сердце ее с любовником, с которым она
соединяется, тех, кого она породила, она порождает подобными любовнику. Но вы,
которые пребываете с сыном Бога, не связывайтесь с миром, но связывайтесь
Господом, дабы те, кого вы породите, не были подобны миру, но были бы подобны
Господу.
Человек соединяется с человеком, лошадь соединяется с лошадью, осел соединяется
с ослом. Роды соединяются с такими же родами. Подобным образом дух соединяется
с духом, и Логос [сочетается] с Логосом, [и свет] сочетается [со светом. Если
ты] станешь человеком, [человек] возлюбит [тебя] Если ты станешь [духом], дух
соединится с тобой. Если ты станешь Логосом, Логос соединится с тобой. Если
[ты] станешь светом, свет будет сочетаться с тобой. Если ты станешь
теми, которые принадлежат вышине, те, которые принадлежат вышине, будут
покоиться на тебе. Если ты станешь лошадью, или ослом, или теленком, или
собакой, или овцой, или любым другим животным, тем, кто наверху и внизу - ты не
сможешь быть любим ни человеком, ни духом, ни Логосом, ни светом, ни теми,
которые принадлежат вышине, ни теми, которые принадлежат внутренности. Они не
будут покоиться в тебе, и ты не имеешь части в них.
Тот, кто раб против своей воли - он сможет быть свободным. Но тот, кто стал
свободным по милости своего господина и сам отдал себя в рабство - он более не
сможет быть свободным.
Хозяйство
мира - из четырех видов, в хранилище их содержат: из воды, земли, воздуха и
света. И хозяйство Бога подобно этому из четырех: из веры, надежды, любви и
знания. Наша земля - это вера, в которую мы пустили корень, вода - это надежда,
которой [мы] питаемся, воздух - это любовь, благодаря [которой] мы растем, а
свет - [это] знание, [благодаря] которому мы созреваем.
8
Хозяин
в домах нажил всякое: и детей, и рабов, и скотину, и собак, и свиней, и
пшеницу, и ячмень, и солому, и траву, и [кости], и мясо, и желуди. Но он
мудрый, и он познал пищу каждого: перед детьми он положил хлеб [и оливковое
масло и мясо], перед рабами он положил [клещевинное масло и] пшеницу, и скоту
[он бросил ячмень], и солому, и траву. Собакам он бросил кости, [а свиньям он]
бросил желуди и крошки [?] хлеба. Так и ученик Бога. Если он мудрый, он
постигает ученичество. Формы телесные не введут его в обман, но он посмотрит на
состояние души каждого [ и] заговорят с ним. Есть много животных в мире,
имеющих форму человека. Когда он познает их, свиньям он бросит желуди, скотине
он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он бросит кости, рабам он даст
всходы, детям он даст совершенное.
Никто
[не сможет] узнать, в какой [день мужчина] и женщина сочетаются друг с другом,
кроме них самих. Ибо брак мира - это тайна для тех, кто взял женщину. Если брак
оскверненный скрыт, насколько более брак неоскверненный - тайна истинная? Он -
не плотский, но чистый, он принадлежит не желанию, но воле. Он принадлежит не
тьме и ночи, но принадлежит он дню и свету. Брак, если он обнажен, становится
развратом, и невеста, не только если ее познает другой мужчина, но даже если
она покидает ложе свое и ее видят - развращена. Да знает она только отца своего
и мать свою, и друга жениха, и детей чертога брачного. Дано им проникать всякий
день в чертог брачный. Но другие - да пожелают они лишь слышать голос ее [и]
наслаждаться благовонием ее! И да насытятся они, как собаки, крохами, которые
падают со стола. Женихи и невесты принадлежат чертогу брачному. Никто не сможет
видеть жениха и невесту, если он [не] станет таковым.
Когда
Авраам... чтобы увидеть то, что он должен был увидеть, [он совершил обрезание]
крайней плоти, показав [нам], что следует погубить плоть... мир. Насколько
их... и живы. [Если они были] открыты, они умерли по [примеру] человека
открытого. [Пока] внутренности человека скрыты, человек жив. Если внутренности
его являются [и] выходят наружу, человек умрет. Так и с деревом. Пока корень
его скрыт, оно цветет [и] растет, если корень его является, дерево сохнет. Так
и с каждым порождением в мире не только с открытым, но и с сокрытым. Ибо, пока
корень зла скрыт, оно сильно. Но если оно познано, оно распускается, и, если
оно открылось, оно погибло. Поэтому Логос говорит: Уже топор утвержден у корня
деревьев. Он не рассечет - то, что будет рассечено, снова разрастается, но
топор врезается вглубь, пока не вырвет корня. И Иисус уничтожил корень всего
места, а другие частично. Мы же - да врезается каждый из нас в корень зла,
которое в нем, и вырывает [его] до корня его в своем сердце. Но оно будет
вырвано, когда мы познаем его. Но если мы в неведении о нем, оно укореняется в
нас и производит свои плоды в нашем сердце. Оно господствует над нами, мы -
рабы ему. Оно пленяет нас, чтобы мы делали то, чего мы [не желаем], [и] то, что
мы желаем, мы бы [не] делали. [Оно] могущественно, ибо мы
не познали его. Пока [оно существует], оно действует. Незнание есть мать
[дурного для нас}, незнание служит [смерти]. Те, кто происходит от [незнания],
и не существовали, и [не существуют], и не будут существовать. [Те же, кто
пребывает в истине], пополнятся совершенства, когда вся истина откроется. Ибо
истина подобна незнанию: сокрытая, она покоится в самой себе, но, когда она
открывается [и] познается, ее прославляют. Насколько могущественнее она
незнания и заблуждения! Она дает свободу. Логос сказал: Если вы познаете
истину, истина сделает вас свободными. Незнание - это рабство, Знание -
это свобода. Если мы познаем истину, мы найдем плоды истины в нас самих. Если
мы соединимся с ней, она воспримет нашу плерому.
Если
некто становится сыном чертога брачного, он получит свет. Если некто не получил
его в этих местах, он не сможет получить его в том месте. Того, кто получил
свет сей, не увидят и не смогут схватить. И никто не сможет мучить такого
[человека], даже если он обитает в мире, а также когда он уходит из мира. Он
уже получил истину в образах. Мир стал эоном, ибо эон для него - плерома. И он
таков: он открыт ему одному, он не скрыт в зле и ночи, но скрыт в дне совершенном
и свете священном.
<<<Начало Тайное Евангелие от Фомы>>>
|